Частушка
Исключительное большое распространение в русской деревне во второй половине ХIX и в ХХ веке получила частушка. В то же время она являлась жанром, глубокими корнями связанным со старым русским фольклором: плясовыми песнями, скоморошьей былиной, речитативной скороговоркой пародийных свадебных припевок. Доказательством этому служат, во-первых, произведенные в конце ХVIII века отдельные записи плясовых песен, весьма близких по метро- ритму и форме к современным частушкам. Во-вторых, факты исполнения в некоторых северных областях частушечных текстов на мотивы старых плясовых («Во саду ли в огороде», «Камаринская»).
Отличительной чертой частушки является наличие разделения текста и музыки, до того составлявших в русской народной песне единое целое. В каждой деревне сотни и тысячи частушечных текстов пелись на 3-4 неизменных мотива. Тем не менее не следует рассматривать частушку как жанр в основном литературный, в котором музыкальная сторона отходит на второй план.
Обычной формой исполнения частушек является чередование литературной импровизации (нередко коллективной) с музыкальными импровизациями деревенских гармонистов.
Типовые частушечные напевы в большинстве случаев являются короткими несложными мелодиями с характерной «квадратной» структурой. Далеко не всегда частушечные напевы приобретают самостоятельное мелодическое значение, нередко они не выходят за пределы речитативного сказывания. Справедливо замечают исследователи русского фольклора, что о частушке некоторых областей (например Псковской области) можно говорить, как об одной из форм народного речитатива.
Жанр частушки имеет много разновидностей. Особое место занимают двух-строчные «страдания», представляющие собой новый тип вокальной лирики. В противоположность речитативно-скороговорочной частушке, «страданья» с их протяжной напевностью развивают на основе специфически частушечных интонаций отдельные черты старинной лирической песни.
Для частушки, как и для «городской песни», возникшей еще в ХVIII веке, типично сочетание народно песенных оборотов в мелодике с «европеизированной» гармонической фактурой.
Таковы в общих чертах характерные особенности русского народного музыкального творчества, выведенные на примерах старинных, в основном- крестьянских, песен дооктябрьской эпохи. На народной основе этих национально-самобытных типических черт (мелодических, метрико-ритмических, ладо-гармонических и др.), складывавшихся в течение многих столетий, выросла русская классическая музыкальная школа, занявшая в XIX столетии передовое место в мировой культуре.
Процесс усвоения и поглощения народно-песенных интонаций в творческой практике русских композиторов намечается уже в самых ранних памятниках вокальной лирики конца XVII столетия (канты и псалмы Василия Титова). Постепенное формирование национального музыкального стиля тесно связано с этим процессом и в значительной степени им определяется.
Претворение народного мелоса шло не только по линии «цитирования»- использования подлинных напевов в качестве мелодического или тематического материала.
Начиная с М.И. Глинки, народная песня все в большей степени определяет самую музыкальную ткань, самую фактуру произведений русских композиторов в широком смысле. В творчестве композиторов-«кучкистов»: М.А. Балакирева, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, Ц.А. Кюи и П.И. Чайковского находит отражение и интонационно-напевочная природа русского народного песнетворчества, и ладовое многообразие, и своеобразная фактура подголосочного склада, с ее свободным и гибким сплетением голосов- вариантов, родящихся из основной мелодии. Былинный эпический сказ дает жизнь оперному речитативу; мелодика протяжной песни претворяется в певучее, широкого дыхания русское bel canto. Во многом эти самобытные особенности являются живыми и для советского народного творчества, для советской музыкальной классики.