Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века

       

Исторические песни


Исторические песни являются эпическим жанром русского фольклора[6]. Крестьянские сказители называли эти песни “старинами” и “старинками”, хотя, по свидетельству собирателей народного творчества - строго отличали их от былин “киевского” и “новгородского” циклов.

Разница состояла прежде всего в содержании “старин”, более близком к исторической действительности и гораздо более точно, чем былины, описывающих какое-либо историческое лицо или конкретное событие. Тексты исторических песен обычно короче былинных, приемы троекратных повторений традиционных эпических формул проводились в них менее последовательно.

Некоторая часть мелодий исторических песен продолжала речитативную традицию былинного эпического сказа, а также былин-скоморошин с их короткими напевами почти частушечного склада. В большинстве же случаев мелодии исторических песен являлись подлинно песенными. Они преимущественно протяжны, заунывны, полны горестного раздумья. Некоторые из них приближались к стилю лирической или “протяжной” песни.

Как и былинные, большинство исторических песен являлись произведениями, отражающими героическое прошлое русского народа, борьбу русского государства за свою национальную независимость. Если былины “киевского цикла” воспевали борьбу русских богатырей - защитников земли русской со степными кочевниками, то та же тема национального единения Руси, защита родины от врагов красной нитью проходит через большинство последующих исторических песен. Таковы многочисленные варианты песни о покорении Иваном Грозным Казани.

В конце XVI - начале XVII веков много исторических песен слагалось среди казачества, игравшего возросшую роль, начиная с событий “смутного времени”. В многочисленных песнях, связанных с воспеванием вождя Крестьянской войны Степана Разина (1667-1671), нашел свое отражение растущий антикрепостнический протест крестьянства против царского деспотизма и помещичьего гнета.

Песни о Степане Разине (относившиеся западными фольклористами к жанру “разбойничьих”) и крестьянской войне, занимали едва ли не центральное место среди русских исторических песен.
Основная идея фольклора о Разине - это идея народного гнева, возмездия за то угнетение и произвол, которые испытывало на себе русское крестьянство со стороны господствующих классов. Во многих песнях о Разине нередко описываются сцены расправы с боярами, помещиками, “губернатором” и другими царскими чиновниками. Так, в песне о взятии Астрахани поется:

Что метался Стенька Разин на угольную на башню,

С великова раскату воеводу долой сбросил,

Ево маленьких деток он всех за ноги повесил.

Или:

Как грянули, прихватили прямо к губернатору на двор,

Не успел-то губернатор Стеньки встретити,

Ах, посадил-то Стенька Разин губернатора в тюрьму.

Мало-то того, его на виселицу.

Сходные сюжеты имеют песни и о другом вожде крестьянского движения - Емельяне Пугачеве. К сожалению, из-за жесткой цензуры песен о Пугачеве было записано и опубликовано в XIX веке немного. Народные певцы опасались сообщать их собирателям фольклора. По той же причине, вероятно, многие песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве утратили свою непосредственную связь с именами вождей крестьянских восстаний, превратившись в так называемые песни “разбойничьи” или “волжские бурлацкий”. Такова замечательная песня “Не шуми ты, мати зеленая дубровушка”. Упоминание собственных имен в ней отсутствует, однако еще во времена А.С. Пушкина существовала традиция трактовки этой песни как любимой песни Емельяна Пугачева, что нашло свое отражение в пушкинской повести “Капитанская дочка”.

Не шуми ты, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

Что заутро мне, доброму молодцу, в допрос итти

Перед грозного судью - самого царя ...

Песня “Не шуми ты, мати зеленая дубровушка” - замечательный образец лирической (“протяжной”) крестьянской песни, с ее развитой сложной мелодикой широкого дыхания, полной огромного внутреннего напряжения. Из других исторических фигур наиболее яркое отражение в русской песне получила личность Петра Великого.

В XIX веке жанр исторической песни заметно сужается. Значительный интерес представляют лишь песни о самоотверженной борьбе русского народа с нашествием Наполеона в 1812 году.


Содержание раздела