Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века

       

Народное искусство


Развитие музыкальной культуры в Московском княжестве совпало со временем, когда Москва, объединяя русские земли, впитывала все, созданное ранее (в особенности в Новгороде) и вместе с тем культурно формировалась сама, когда она новый музыкально-исторический период формировала на государственной основе в сложной и противоречивой обстановке. Ни о какой мирной, спокойной эволюции здесь не может быть и речи. В тяжелой борьбе, в причудливом сплетении старого и нового, в резких столкновениях проходило развитие русской музыкальной культуры. И чем ближе общество подступало к порогу нового времени, тем упорней развертывалась эта борьба.

Так для всего периода XV-XVII веков характерны разнообразные проявления противоречивых тенденций: феодальная церковь вела жестокую борьбу с влиянием скоморохов в народном искусстве, искореняя скоморошество, опасаясь его «соперничества». Тем более, что скоморохи издавна принимали участие в совершении различных обрядов (свадебного, поминального), как бы соперничая с церковью и внося от себя нечто языческое. Эта борьба носила ярко выраженный социальный характер. С другой стороны, под воздействием народного песнетворчества и светских влияний церковное искусство само переживало сложный процесс борьбы старого, косного и традиционного с новым, прогрессивным. Наконец, в эти столетия упорной борьбы церкви с народным искусством неуклонно крепла тяга к светской музыкальной культуре в самой Москве. На музыкальный быт царского двора оказывали сильное воздействие музыканты Западной Европы. На этом фоне столкнулись реакционные, темные силы средневековья и новые, прогрессивные культурные тенденции.

Основными и почти единственными представителями светского искусства страны в то время являлись все те же скоморохи. Они бережно хранили традиции народного искусства и исполняли в сущности важную функцию культурной связи и исторической преемственности между различными областями Российского государства.

Очевидно, скоморохи слагали и исполняли множество исторических песен, дошедших до нас.
Об этом свидетельствуют, например, песни об Иване Грозном, не лишенные подчас особого «шутовства» - скоморошьего задора и оживления. Такова песня о женитьбе Грозного, сохранившаяся в народе до начала XX века. Именно при Иване Грозном скоморохи принимали самое активное участие в различных увеселениях его двора, так как царь стремился, очевидно, противопоставить их «озорное» и буйное, подчас, искусство, весь их мир игры, шутки, забавы, чинному ханжеству бояр.

Но скоморохи не только участвовали на пирах и в праздничном быту царского двора или боярства. Они всюду в Великом Княжестве Московском были обязательными и любимыми участниками народных празднеств и обрядов, переходя из деревни в деревню, из города в город и являясь именно «народными забавниками», собирающими и хранящими народное искусство. При этом мысли народа, его насмешку протеста против крепостников, церковников они обличали в своеобразную оболочку шутливой мудрости.

Скоморохи создали народный кукольный театр как зрелище с музыкой, театр комедийный, возникновение которого относится примерно к XV веку. Популярный Петрушка стал основным героем, а самый тип этого героя воплотил в себе черты скомороха - забавника, балагура, стал как бы своеобразной маской скомороха. Подобно всему искусству скоморохов, театр Петрушки был крепко связан с музыкой - пением, игрой на гуслях и гудке.  

На протяжении XV, XVI и особенно XVII веков московская церковь вытесняла и ожесточенно преследовала скоморохов, считая, что они отвращают народ от нее. И чем больше падало влияние и авторитет церкви, тем яростнее становилась эта борьба. Церковники призывали «бить батоги» народных музыкантов, уничтожать их инструменты.  В середине XVII века патриарх Московский потребовал сожжения всех народных музыкальных инструментов, которые будут найдены и отобраны. По его приказу их целыми возами сжигали за Москвой - рекой. Подобная борьба церкви с народным искусством чрезвычайно характерна и для западноевропейского средневековья, когда жонглеры и шпильманы тоже подвергались всевозможным преследованиям, ибо и в Европе и на Руси феодальная церковь стремилась подавлять всякое проявление враждебного ей народного

искусства.

К началу XVIII века искусство скоморохов на Руси в большой степени утрачивает свое значение, и их ряды сильно редеют. В этом, конечно, сыграло свою роль  и гонение со стороны церкви. Место скоморохов постепенно занимали музыканты иного типа. Начало нового светского музыкального искусства выдвинуло и новый тип музыканта - профессионала, владеющего нотной грамотой, не чуждого некоторой «книжной» образованности, музыканта городской культуры. Но традиции скоморохов остались жить и дожили до позднейшего времени - через театр Петрушки, через историческую песню в скоморошьем «изложении», через шутливую песню - побасенку вообще.

Однако для того, чтобы произошел этот перелом в эволюции музыкального профессионализма, понадобился долгий период подготовки музыкантов, развития культуры, присущей российской цивилизации.


Содержание раздела