Новые музыкальные жанры и первые опыты их освоения в России
Если в начале XVIII века сформировались основы для развития светской профессиональной музыкальной культуры в России, то к 60-м годам этого столетия получили развитие такие важнейшие музыкальные жанры, как опера, вокальная лирика, инструментальная
музыка.
Новая музыкальная культура на этапе становления оставалась культурой сравнительно узких, привилегированных социальных слоев русского общества, культурой преимущественно придворной, столичной, дворянской. Но значение ее неуклонно росло и ширилось, а ценность лучших образцов нового искусства стала определяться связью с народно-песенными истоками. Однако прежде чем появились такие первые образцы, прошел некоторый период освоения новых музыкальных жанров.
Этому способствовало проникновение в русские столицы итальянской и французской оперы, камерной и бытовой инструментальной музыки Европы. В это же время на сцене дебютирует и первая опера с русским текстом, создаются ранние вокально-лирические произведения по западному образцу. Наконец возникают инструментальные пьесы, в которых все-таки используются русская или украинская народная мелодика. Это- первые попытки новой трактовки музыкальных жанров на русской почве, они сочинялись по преимуществу силами иностранных музыкантов. Но само по себе то, что такой процесс начался, имело громадное значение для развития русского музыкального искусства. Вслед за операми на русский текст появились оперы, созданные русскими композиторами. Вслед за использованием западно-европейских песенных жанров начались первые записи и обработки русской народной песни.