Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века

       

еснетворчество русского народа является основой


еснетворчество русского народа является основой отечественной классической музыки, неиссякаемым источником, из которого черпали и черпают вдохновение русские композиторы. Величайшие создания русской музыки органически связаны с образами народного творчества, его излюбленными приемами и формами развития, своеобразным музыкальным языком. В монументальных картинах оперных и симфонических произведений русских композиторов широко раскрывается то, что в народном творчестве существует в лаконичных, но глубоко выразительных образах песен, сказов и т.п. “Создаем не мы, создает народ; мы только записываем и аранжируем”, - говорил основоположник русской классической музыки М.И.Глинка[1].
Изучение народного творчества в историческом плане представляет значительные, порой непреодолимые трудности, связанные с устной традицией фольклора. Напомним, что Фольклор - фолк-лоре означает буквально народная мудрость. Термин введен в 1846 году английским ученым Вильямом Томсом, применяется в литературе для обозначения словесных и словесно-музыкальных произведений народной поэзии, распространяющихся путем устной традиции. То, что немногие дошедшие до наших дней образцы русского народного песнетворчества своими корнями связаны с очень далекими этапами исторического развития, - неоспоримо.
Первые (еще несовершенные) нотные записи русских народных мелодий относятся лишь к XVIII веку. Несколько ранее стали записывать тексты песен. Самая ранняя, дошедшая до нас запись шести текстов песен эпохи “смутного времени”, была сделана для английского путешественника, посетившего Архангельск в 1620 году[2]. 
Отсутствие более ранних нотных записей сильно затрудняет изучение русского музыкального фольклора в историческом плане. В настоящее время, преимущественно по косвенным данным, предположительно, можно охарактеризовать отдельные этапы многовекового развития русского народного песнетворчества. 
Истоки русского музыкального фольклора своими корнями уходят в песнетворчество наших пращуров - восточных славян, живших на территории Руси уже в  I-II столетии нашей эры.
Трудности кочевой жизни, борьбы с суровой природой, примитивные формы труда, связанные с ежегодной периодичностью цикла земледельческих работ, патриархально-бытовой уклад, наконец, пантеистическое мироощущение, свойственное языческой религии, с ее обожествлением сил природы (солнца, земли, бел-горюч камня, леса заповедного), - все это нашло отражение в дошедших до нас древних обрядовых песнях.
Можно предполагать, что музыка древних восточных славян развивалась в связи с культурами других племен, населявших территорию Руси (скифы-сарматы и др.), а также восточных соседей славян-хазаров, печенегов, позднее - половцев (кипчаков).
Вероятно, значительным было воздействие многообразного фольклора волжских булгар.
Несомненно, русская песня впитала в себя многие характерные попевки, обороты, не говоря уже о ладовых особенностях, музыки башкир, чувашей, мордовцев, калмыков и других приволжских племен, предки которых жили в этом крае уже в те отдаленные времена.           Воздействие на музыку древних восточных славян могла оказать, по-видимому, и античная музыкальная культура. Ее следы долгое время сохранялись благодаря наличию греческих поселений черноморского побережья. В числе археологических находок этого края сохранилось немало памятников, представляющих собой изображение музыкальных инструментов или бытовых музыкальных сцен.
Элементы античной культуры могли передаваться Руси и через посредство южных и западных славян, отдельные племена которых в разное время находились в зависимости от греко-римского владычества. Во всяком случае, эти греко-римские влияния сказались на культуре древних восточных славян задолго еще до принятия ими христианства.
Примером такого воздействия являются древне-языческие “русалии” (“русальная неделя”) - весенний праздник восточных славян (позднее приуроченный к троицыну дню), причудливо сочетавший обряды, связанные с культом предков и поминанием покойников, с различными скоморошьими игрищами. Трудами целого ряда исследователей установлена связь древнерусских русалий (в течении многих веков вызывавших негодование христианских проповедников) с латинским весенним праздником “День роз”.


Еще одним примером воздействия греко-римской культуры, непосредственно связанным с самим песнетворчеством восточных и западных славян, могут служить коляды  - обрядовые святочные песни.
К более позднему времени относится возникновение нового ответвления русского народного песнетворчества - фольклора городского. Происхождение жанра городской бытовой песни на Руси связано с процессом постепенного “европеизирования” музыки города в XVII-XVIII веках. Подчинение народно-песенного мелоса гомофонно-гармоническому стилю, протекающее под воздействием западноевропейской музыки (немецкой, итальянской, французской, польской) привело в XVIII веке к появлению чувствительной песни - романса и нового типа “скорой” песни с оригинальными народными оборотами в мелодике.
В отличие от крестьянской , городская народная песня нашла свое отражение  в нотных записях, благодаря чему процесс ее исторического развития легче поддается изучению.
Возвращаясь к образцам русского фольклора  более ранних эпох - в основном к старинной крестьянской песне, дошедшей до нас благодаря памятливости народных сказателей и певцов, - подчеркиваем, что, несмотря на наличие разнохарактерных влияний, русское народное песнетворчество всегда имело и сохраняло свои яркие и самобытные черты, что способствовало дальнейшему развитию народной музыкальной культуры. Оно формировалось в результате взаимодействия того, что уже существовало на русской почве, с привходящими влияниями.
Так складывалось русское народное песнетворчество как нечто новое, своеобразное как в отношении содержания, образов, так и в отношении музыкального языка. 

Содержание раздела