Развитие русской музыкальной культуры в XVIII веке
Во второй половине XYIII столетия взаимосвязь и взаимовлияние русской музыкальной культуры с мировой крепнет и ширится. Но, что самое важное, - в освоении новых музыкальных жанров, новых форм музыкального быта проявляется творческая самостоятельность, неуклонно растет стремление выявить черты своей национальности. С одной стороны, русские столицы именно в это время впервые знакомятся с мировым оперным искусством, благодаря многочисленным постановкам итальянских опер Сериа и Буфф, французских комических опер, немецких зингшпилей. Все большее число иностранных музыкантов работает в России - Б. Галуппи, Т. Траэтта, Д. Чимароза, Дж. Сарти, Дж. Паизиелло. С другой стороны, в эти же годы начинается развитие русской оперы. Композиторы - иностранцы, работающие главным образом при петербургском дворе, создают в России свои дивертисменты (франц. - развлечение, музыкальное произведение развлекательного характера), застольную музыку, камерные сонаты, но вместе с тем уверенно заявляет о себе клавирная и скрипичная музыка русских мастеров. Все более прекрасные таланты выдвигаются теперь самой страной. Во второй половине XYIII века ширится круг талантливых композиторов, таких как М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский, И.Е. Хандошкин, Е.И. Фомин, М.А. Матинский, О.А. Козловский, Д.Н. Кашин. В большинстве своем они вышли из народа, нередко из крепостных. Так формируется русское национальное искусство, грядущий его расцвет. Овладевая новыми жанрами, оригинальными стилевыми приемами, русские композиторы обращаются к народно-национальным художественным истокам и оплодотворяют этим свое молодое искусство.
Формирование национального искусства неразрывно связано с растущим общественным значением музыки, зарождением новых форм музыкального быта, овладением мировой музыкальной культуры, с музыкальным обучением и образованием.
Начало последовательного утверждения ведущего музыкального жанра XVIII века - русской оперы относится к концу 70-х годов. Это чрезвычайно важный рубеж на пути русской музыкальной культуры, когда упрочились общественное значение жанра опера, начали складываться новые формы музыкального быта - концертная жизнь, домашние концерты.
Если в первой половине XVIII века совершались лишь единичные попытки овладения новыми музыкальными жанрами, развитие оперы ограничивалось рамками придворного искусства, то во второй половине столетия эти музыкальные жанры уже крепко прививаются на русской почве. Однако и в это время влияние двора, придворной идеологии на музыкальное искусство остается еще очень значительным. При дворе сосредоточены основные творческие силы, для придворного театра выписываюся крупные композиторы и исполнители из-за границы, царскому двору подражают знатные русские вельможи, многочисленные богатые дворяне - в рамках своих поместий.
Наряду с придворными оперными постановками с середины XYIII века начинает развиваться пока еще столичная оперная жизнь. Растет культура дворянской интеллигенции. Возникают частные театральные предприятия - в 50-х годах театр Локателли в Москве, затем театр Маддокса, с 70-х годов - частные театры в Петербурге.
Российский театр, основанный в 1756 году, становится театром публичным. Таким образом, оперные спектакли, которые ставились в этих театрах наряду с драматическими, приобретают известное общественное значение, собирают довольно большую аудиторию. В связи с этим изменяется и расширяется оперный репертуар, появляются новые переводы иностранных опер на русский язык. Наряду с гастролями иностранных театральных трупп, в Москве и Санкт-Петербурге множится число русских актеров и певцов.
С 50-х годов в Россию проникает опера буфф, нарушающая монополию придворной оперы Сериа. Ставятся оперы Галуппи, несколько позже - оперы Панзиелло, Чимароза и других итальянских композиторов. Искусство оперы буфф занимательное, простое и динамичное, с жизненными характерами, положениями, получает особую популярность в Санкт-Петербурге и Москве. Оперы буфф переводятся на русский язык, исполняются русскими певцами.
С 60-х годов приобретает популярность французская комическая опера. Произведения Филидора, Дуни, Монсиньи, позже Гретри ставятся французскими труппами, исполняются в русских театрах, в гостиных частных домах.
Таким образом, передовое искусство Франции, проникнутое демократизмом, острой социальной тенденцией, бичующее сословные предрассудки и реалистически характеризующие быт третьего сословия, становится известным в России. Несомненно, французская комическая опера сыграла большую общественную роль в формировании русского оперного искусства. Первые русские оперы по своей демократической тематике, жанровым основам (бытовая опера с диалогом), особенно близки именно ей. Что касается самого музыкального языка русских опер, их вокального стиля, он сложился все же главным образом в процессе переработки более длительных и прочных итальянских стилевых влияний.