Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века

       

Русская музыка и ее творцы


В конце 70-х годов XVIII века появляются первые исторически значительные русские оперы, начинается становление нового творческого направления - русской оперной школы. Последняя треть XVIII века совпала с творческой эпохой в русской песне и инструментальных жанрах.

Национальное музыкальное искусство приобретает все более широкое общественное распространение. Русская опера возникает не как придворный жанр, а как городское искусство, искусство русских столиц.

Неповторимая русская песня - романс, развиваясь, постепенно проникает в различные городские и поместные слои. К концу XVIII века можно смело говорить о новой поместной музыкальной культуре: оперных спектаклях в дворянских поместьях о песне и инструментальной музыке в русском поместном быту. Словом, новые жанры чисто светского искусства, первоначально культивировавшиеся при дворе или в домах столичной знати, получили иной общественный смысл. Вместе с тем они приобретают национальное значение, ибо само расширение их социальной основы предопределило растущую связь с народно-национальными творческими истоками. В развитии русского искусства в это время такая связь играла решающую роль.

Русская народно-песенная мелодика оплодотворила русскую оперу при самом ее зарождении. На основе русской песенной мелодики развивались ранее инструментальные жанры. Для творчества выдающихся русских композиторов Е.И. Фомина, М.А. Матинского, И.Е.  Хандошкина - русская песня значила очень много, она поистине питала их. Значение русской песни осознается музыкальными деятелями, которые приступают к его собиранию и основательному изучению. Именно с  опорой на народно-песенную мелодику успешно развивались реалистические устремления русского оперного искусства.

Рост национального и общественного значения музыки проявлялся и в других областях художественного творчества. Первые русские оперы появились как раз между «Бригадиром» (1766-1769 гг.) и «Недорослем» (1782 г.) - этими замечательными русскими комедиями Д.И. Фонвизина, и одновременно с патриотической поэмой М.М.
Хераскова «Рассиада» (1779 г. ). Поэт смело обличал порочную аристократию и крепостнические порядки.

С середины XVIII века идет развитие русской драмы с отчетливо выраженными национально-патриотическими тенденциями («Хорев», «Синав и Трувор», «Дмитрий самозванец» А.П. Сумарокова), и в годы формирования русской оперной школы возникают героико-патриотические трагедии Княжнина («Росслав», «Вадим»).

Русское национально-общественное самосознание ярко проявляется в издательской деятельности и в обличающих крепостничество сатирических журналах. Н.И. Новикова «Трутень» (1769-1770 гг.), «Живописец» (1772-1773 гг.), в повестях Чулкова, в его «Русских сказках». На исходе XVIII века выдвигается фигура русского публициста, как А. Н. Радищев, сочинения которого подняли большие социальные проблемы русской действительности, призывали к борьбе против самодержавия и крепостничества. Этот подъем национального самосознания XVIII века был непосредственно обусловлен самим ходом общественного развития России. Расширение «Окна в Европу», которое прорубил Петр I, приобщение к общественной деятельности новых социальных слоев, прогрессивные воздействия революционной эпохи (Великая Французская революция (1789-1794 гг.), деятельность французских просветителей) - все способствовало росту и укреплению русского государства, в тот период его социального развития - выдвижения новых антифеодальных общественных групп и течений, в том числе, вышедшей из крепостных интеллигенции.

Наряду с русскими композиторами, в работе над русской оперой и в обработке русских песен, принимали участие иностранные музыканты. Итальянец Сарти, испанец Мартин, чех Прач, немец Гесслер, приобщились к русскому искусству именно в эту эпоху начинающегося его подъема, но ведущая роль в его формировании всецело принадлежит русским художникам. Судьба многих из них знаменательна. Вышедшие из народа, эти люди мужественно преодолевали сословные препятствия, упорно работали над собой, достигали вершин художественного мастерства, посвящая все свои силы родному искусству.



Некоторые из них погибли, как высоко одаренный Максим

Созонович Березовский (1745-1777), задыхаясь в тяжелой атмосфере придворного искусства. Многие испытали ужасы крепостной

зависимости.

Крепостным графа Ягужинского был, один из первых русских композиторов, талантливый Михаил Матинский (1750-1820). Он получил образование за границей, проявил себя как педагог, переводчик, автор оперных либретто («Тунисский паша», «Санкт-Петербургский гостиный двор»).

Замечательный скрипач- виртуоз, положивший начало русской скрипичной литературе, Иван Евстафьевич Хандошкин (1740-1804) - выходец из дворового крестьянина стал прославленным музыкантом, любимым участником концертов, гордостью русских любителей музыки. Выдающийся инструментальный и песенный композитор Даниил Никитович Кашин (176? - 1841) - ученик Сарти, будучи уже  известным музыкантом, высоко интеллигентным человеком, тяжело страдал от сознания своего зависимого от помещика положения, пока, наконец, не был освобожден от крепостных пут. Такие музыканты, как Фомин и Бортнянский, не были крепостным они тоже вышли из народа и прожили нелегкую жизнь.

Евстигней Ипатович Фомин (1761 - 1800) был сыном солдата, начал свое музыкальное образование в музыкальных классах петербургской Академии художеств и закончил его в Италии (куда был послан Академией) под руководством знаменитого падре  Мартини - композитора, ученого и педагога с мировым авторитетом. За выдающиеся музыкальные успехи солдатский сын был избран почетным членом Болонской филармонической академии лишь немного позже юного Моцарта. Вернувшись на родину, Фомин посвятил свои силы главным образом русскому оперному искусству. Ему, несомненно, принадлежит ведущая роль в первоначальном развитии русской оперы (оперы «Новгородский богатырь Боеславович» (1786), «Ямщики на подставе» (1787), «Вечеринки, или гадай, гадай, девица» (1788), мелодрама «Орфей и Эвридика» (1792), «Американцы» (1800), «Золотое яблоко» (1803), а также вторая редакция известнейшей оперы «Мельник, колдун, обманщик и сват»).



Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825), получил образование в Италии. Когда-то простой мальчик- певчий из города Глухова, он стал одним из крупнейших русских композиторов, музыкантом европейского масштаба, настоящим мастером-профессионалом.

Будучи руководителем придворной певческой капеллы, Бортнянский внес большой вклад в развитие русской церковной музыки: занимался теоретическими вопросами гармонизации знаменных напевов, многоголосием русского мелодического склада, создал множество концертных композиций для церкви, развивая в них современный концертный стиль по образцу светского вокального искусства.

Его деятельность не замыкалась в рамках культовой музыки. Им создан ряд итальянских опер Сериа. Для Павловского дворца он написал две французские комические оперы, показав при этом полное владение изящным и легким французским стилем. И что примечательно, Бортнянский может быть назван одним из создателей русской камерной музыки, начало которой он положил своими клавирными сонатами и камерными ансамблями.

Одновременно с Фоминым, Хандошкиным, Бортнянским выдвинулся целый ряд талантливых русских композиторов: Василий Алексеевич Пашкевич (около 1742-1800), Иосиф Антонович Козловский (1757-1831), Федор Михайлович Дубянский (1760-1796) и другие.  Таким образом, в первые десятилетия формирования русского национального искусства - как искусства профессионального и светского - поднялись большие творческие силы, выросли кадры художников совершенно нового типа.


Содержание раздела